Также известна как аштанга-йога, "восьмичленная йога". Классическая система йоги, основанная на восьми последовательных стадиях пути к Просветлению и описанная в различных Упанишадах, Тирумантирам и особенно - в Йога-сутрах Патанджали. Восемь членов этой йоги следующие.
Раджа-йога часто называется Йогой медитации. Определить этот путь не так легко, как другие пути Йоги, поскольку в некотором смысле он является комбинацией перечисленных путей. Действительно, медитация может включать посвященную Богу деятельность (т.е. ритуальную службу), проницательность и сосредоточенность на выбранном аспекте Бога. Раджа Йога это, кроме того, наука о теле как об аппарате проявления психической (духовной) энергии. Она описывает, например, природу и действие различных психических центров, таких, как "лотос сердца", о котором уже говорилось в главе I (афоризм 36). Поскольку Раджа Йога особенно подчеркивает ценность научной медитации, монашеский образ жизни, или, по крайней мере, жизнь преимущественно созерцательную, наполненную размышлениями. Но ее необходимо изучать и тем, кто имеет духовную настроенность. Она учит нас необходимости "метода" молитвы.
По завершении пратьяхары на кхечари мудре человек переходит к процессу самьямы, который также называется раджа йогой или дхьяна йогой. Без завершения ступени пратьяхары, у человека нет шансов приступить к серьёзной ментальной практике. Поэтому раджа йога называется царской йогой, по той причине, что ведётся непосредственная работа с царём всех чувств - умом. Дхьяна йога является эквивалентом раджа йоги. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с легкостью, непринужденностью и радостью на высших стадиях духовного прогресса. Раджа-йога делит самадхи на две категории - сампраджната самадхи (глубокое
осознание с различением) и асампраджната самадхи (без различения). В
раджа-йоге описаны различные стадии: савитарка, нирвитарка, савичара,
нирвичара, саванда сашмита.
Все они составляют сампраджната или сабиджа самадхи. В асампраджната или
нирбиджа самадхи все умственные впечатления сожжены, и вы обретаете высшую
духовную независимость (кай-валья мокшу).
Раджа-йога делит самадхи на две категории - сампраджната самадхи (глубокое
осознание с различением) и асампраджната самадхи (без различения). В
раджа-йоге описаны различные стадии: савитарка, нирвитарка, савичара,
нирвичара, саванда сашмита.
Все они составляют сампраджната или сабиджа самадхи. В асампраджната или
нирбиджа самадхи все умственные впечатления сожжены, и вы обретаете высшую
духовную независимость (кай-валья мокшу).
В Веданте это называют также арупа манонаса (растворение ума в бесформенном) и
сарупа манонаса (растворение ума в обладающем формой). Манолайя - это лишь
временное растворение ума, оно не способно дать вам освобождение. Ум
возвращается снова. Мы стремимся к манонаса, к тому разрушению ума, при
котором вы достигаете освобождения. Все впечатления ума, привязанность и
отвращение должны быть сожжены. Тогда только вы достигнете асампраджната
самадхи. При растворении ума в обладающем формой, раджас и тамас полностью
разрушаются, остается только саттва. Сарупа манонаса служит для достижения
освобождения при жизни. Освобожденные души используют мышление и ум для
совершения служения человечеству. Арупа манонаса переходит в видехамукти, и
весь ум разрушается.
Раджа-йога - это царственный путь к освобождению от страданий. Она
основана на четырех великих принципах: существование страдания, его причина,
освобождение от страдания и средства для этого. Практика методов, предписанных
раджа-йогой, ведет к прекращению всех страданий и к достижению вечного
блаженства. Займитесь практикой сегодня же. Не пропускайте ни одного дня.
Помните, что каждый день вы приближаетесь к концу этого земного существования
в человеческой форме. Вы потеряли много дней, месяцев и лет. Вы не осознаете
этого из-за сильного опьянения ликером заблуждения. Поэтому вы не понимаете
подлинной причины страданий в этой земной жизни.
Причиной страдания является неведение. Когда внутри восходит солнце
различения, личность (пуруша) осознает, что она отлична от природы (пракрити),
что она независима и свободна. Раджа-йога дает вам наиболее практичный метод
для достижения этого возвышенного состояния.
Трем классам стремящихся раджа-йога предписывает три вида практики.
Лучшему
последователю (уттама адхикари) раджа-йога предписывает абхьясу и вайрагью. Он
практикует медитацию на Высшее "Я", он практикует успокоение вихрей сознания
(читта-вритти-ниродха) и скоро войдет в самадхи. Это практика вайрагьи.
Среднему стремящемуся (мадхьяма адхикари) раджа-йога предписывает различные
йогические действия (крийю), аскезы (йога тапас), изучение священных писаний
(свадхьяйю) и предание себя Богу (ишварапранидхану). Есть различные виды
аскез: чандраяна, кришча-врата, панчагни тапас - простоять зимнюю ночь в
ледяной воде, простоять летний день на горячем песке - есть множество
практических форм тапаса. Но о лучших из них сказано Господом в Бхагавад Гите.
Свадхьяйя - это изучение духовной литературы и также повторение (джапа)
избранной мантры. Ишварапранидхана - это посвящение себя Господу и совершение
всех действий с позиции поклонения Божеству (ишварапрана). Это три формы
практики практикующего среднего уровня, который очень скоро войдет в глубокую
медитацию и достигнет кайвалья мокши. Для начинающего стремящегося (адхама
адхикари), раджа-йога предписывает восьмиступенчатую садхану - яма, нияма,
асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Не воображайте, что вы находитесь на стадии уттама адхикари, и что вам нужно
только сесть в медитацию и войти в самадхи. Вас ожидает великое разочарование
- вы обнаружите, что даже после нескольких лет практики не продвинулись вперед
ни на дюйм. Причина в том, что глубоко внутри вас затаились желания и
притязания, дурные склонности ума, до которых вам не добраться. Будьте
смиренны. Проведите тщательный анализ своего сердца и ума. Даже если вы
стремящийся высшего класса, думайте, что вы начинающий и практикуйте
восьмиступенчатую садхану, предписанную раджа-йогой. Чем больше времени вы
уделите первым двум шагам, то есть яме и нияме, тем меньше времени вам
понадобится для достижения совершенства в медитации. Это - очень длительная
подготовка. Но не ждите достижения совершенства в яме-нияме для того, чтобы
заняться следующими за ними практиками асан, пранаямы и медитации.
Попытайтесь
укрепиться в яме-нияме и в то же самое время практикуйте асаны, пранаяму и
медитацию, насколько это возможно. Эти практики должны идти рука об руку.
Тогда успех не заставит себя ждать. Вы скоро войдете в нирвикальпа самадхи и
достигнете кайвалья мокши. Никто не способен передать, и никакие слова не
могут описать это высшее состояние. Действуй, дерзновенный стремящийся, и
реализуй это сам. Пусть Господь благословит вас здоровьем, долгой жизнью,
миром, благополучием и высшей духовной независимостью! Пусть вы засияете как
йоги уже в этом рождении.